project_baikal_50

Вышел в свет новый номер архитектурного журнала для Сибири и Дальнего Востока «Проект Байкал»

Тема номера ПБ50 — БЕРЕГА.
Образ берега многозначен и противоречив. Берег – это граница, предел, край, за которым – неизвестность. Но берег – это и соединительная линия, порог, через который приходит новое. Сегодняшнее состояние архитектуры (как профессии и как философии) многими воспринимается именно так – мы вышли на некий берег, дальше неизвестность, окончание знакомого и привычного, начало неизвестного.
Крупнейший теоретик и методолог архитектуры Александр Раппапорт в этом году отмечает юбилейный день рождения. В ознаменование юбилея одного из любимых авторов ПБ и в качестве подарка иркутским и красноярским фанатам архитектурного критика мы публикуем блок статей – его и о нем – и две свежие дискуссии, им инициированные.
Лена, Ангара, Енисей, Томь… – сибирские реки несут свои воды на север, в Ледовитый океан. Наши города стоят на их берегах, и природный каркас городов сформирован этими великими реками и их притоками – Иркутом, Ушаковкой, Качей, Ушайкой… Благоустроенные набережные – важнейшая часть системы общественных пространств, как правило, любимое место горожан. Не случайно этому посвящены самые крупные проекты Якутска, Иркутска, Красноярска и Томска последних лет.
Иркутск давно ждет воссоединения бульвара Гагарина и Нижней набережной. Этому многие годы мешает промзона ЦЭС, препятствующая выходу на берег в самом центре, рядом со сквером Вечного огня и старейшей церковью – Спасской. Конкурс на Квартал ЦЭС завершился и дал самые разные концепции развития этой части исторического центра. Концертный зал классической музыки нашел свое место на берегу холодной Ангары и должен стать новой архитектурной идентичностью города.
Есть ли берега у мегаполисов или их развитие будет продолжаться сквозь все мыслимые границы? Продолжая диалог с гостем ЗВС-16 Тимуром Башкаевым, возвращаемся к актуальной не только для столиц, но и для региональных центров теме искусственных платформ.
Эпоха оттепели – своеобразный берег, от которого наша страна пустилась в плавание к неизведанным горизонтам. В продолжение цикла о Московском дворце пионеров – статья Феликса Новикова об истории создания этого замечательного объекта, ставшего теперь памятником архитектуры советского модернизма.